Основная информация
В IV веке н.э. тоба, племя, кочевавшее на территории современной Внутренней Монголии, захватило власть в империи, к V веку завоевало весь северный Китай и основало династию Северная Вэй (Wei).
Успех тоба заключался в том, что они приняли китайский стиль администрации и управления государством и переженили своих вождей на китайских высокопоставленных невестах.
Северная Вэй отличалась большой активностью: империя развивала ирригацию, сельское хозяйство, торговлю и культуру, ввела буддизм как государственную религию (с этого времени Учение Будды начало пускать корни в сознании простых китайцев).
Правители установили свою столицу в Датуне: город обладал стратегическим положением, находясь по южную сторону Великой стены и в преддверии Внутренней Монголии, Великой Степи. Датун стал политическим центром империи в 494 году н.э.
Северная Вэй не переместила столицу в Лоян. Наиболее весомым наследием этого периода является пещерный храмовый комплекс Юнъан (Yungang) недалеко от Датуна.
В самом Датуне мало что напоминает о его славном прошлом. Хотя этот город с населением 1 млн. человек и не похож на многие китайские однотипные мегаполисы, недавние землетрясения и буря Культурной революции уничтожили целые кварталы старого города.
Все основные достопримечательности сосредоточены в стенах старого города.
Мозаика Девяти Драконов (Jiulong Bi), самая известная из драконовых мозаик Датуна, первоначально красовалась на вратах дворца 13-го сына Минского императора Хун Ву (Hong Wu): это гигантское панно 8 м высотой, 45 м длиной и 2 м длиной, на нем из отдельных пластин из глазури изображены огнедышащие драконы.
Монастырь Хуайянь (Huayan Si) расположен в западной части старого города, первоначальное здание относится к 1140 году н.э., ко времени правления императора Тянь Цзюаня (Tian Juan) династии Цзинь (Jin).
Зал Махавиры в монастыре - один из самых больших буддистских залов, по сей день стоящих в Китае.
В центре зала - пять позолоченных Будд, сидящих на тронах в виде лотосов. Вокруг них стоят бодхисаттвы, солдаты и мандарины. Потолок отделан изящной росписью, недавно отреставрированной.
В зале Боцзяцзяочан (Bojiajiaocang - Зал Сохранения Буддистских Писаний Ордена Боцзя) сосредоточены 29 разноцветных глиняных фигур времен династии Ляо (916 - 1125 гг. н.э.), представляющие Будду и бодхисаттв. Эти фигуры придают монастырю особый волшебный колорит.