Основная информация
Шаолинь – самый знаменитый монастырь на свете, колыбель шаолиньской школы ушу и буддийского направления «чань».
Свое название «Шаолинь» монастырь получил за то, что располагается в глубине гор Шуншань в городе Дэнфэн провинции Хэнань, в редком лесу.
В девятнадцатый год Тайхэ династии Бэйвэй (495 год н.э.) император Сяовэнь решил построить монастырь для того, чтобы поселить в нем знаменитого и достопочтенного монаха Бато, приехавшего с миссионерскими целями из Индии.
Буддист 28-го поколения Бодидхарма известного ученика Шакья-Муни по имени Мокэцзяе направлялся по морю через город Гуанчжоу и Нанкин и по реке Янцзы добрался до монастыря в горах Шуншань. Здесь монах призвал верующих и лично проповедовал им основы «чань». В буддийских кругах, он считался основателем направления «чань» в Китае, а монастырь – основным монастырем в направлении «чань» в китайском буддизме.
Весь мир узнал о монастыре благодаря ушу и «чань». Во времена правления династий Суй и Тан монастырь стал особенно популярен. А в эпоху Сун шаолиньская школа ушу стала самостоятельной системой со своим оригинальным стилем, поэтому у нее и появилось свое название – «школа Шаолинь».
Во времена династий Юань и Мин монастырь стал самым крупным и знаменитым не только в Китае, но и за рубежом. Однако во времена цинской династии начал постепенно приходить в упадок.
Не смотря на то, что монастырь Шаолинь немало пережил на своем веку, в нем до сих пор хранятся богатые культурные ценности разных эпох. Например, сохранилось более четырехсот памятных надписей на камнях, сделанных представителями всех династий, начиная с эпохи Бэйци; двести пятьдесят каменных пагод времен династий Тан и Цин; большой храм основателя династии времен Бэйсун; огромная стенная роспись в пятьсот «лохань» эпохи Мин; искусство кулачного боя в стиле Шаолинь; цветная настенная роспись, на которой тринадцать монахов-шаолиньцев спасают императора Цин.
Все эти культурные наследия представляют собой великую историческую, художественную и научную.
По легенде основатель направления «чань» Бодидхарма сначала добирался до монастыря по морю через Гуанчжоу и Нанкин, затем «на одном камыше» добрался до гор Шуншань и монастыря. Там он собрал много верующих и начал проповедовать им основы учения «чань».
С тех пор монастырь стал колыбелью направления «чань» в китайском буддизме, утвердил свое положение в качестве монастыря-основателя «чань».
В эпоху Тан монастырь стал широко знаменит благодаря истории о спасении тринадцатью монахами императора Тан. По особому разрешению императора монастырь получил право иметь собственных монахов-воинов.
Так система шаолиньской школы ушу стала в один ряд с другими стилями ушу в Китае.
Основная часть монастыря – «Зал постоянного проживания» (Чан Чжу юань). В этом зале настоятель и главные монахи молятся и отдыхают от молитв. Непосредственно об этом зале и говорят «монастырь Шаолинь». Он особенный еще и тем, что был построен, как бы опираясь на горы. Центральная осевая часть зала имеет семь входов: горные ворота, зал Тяньвадянь, зал Дасюбаодянь, хранилище буддийских канонов, помещение настоятеля, зал Бодидхарма и дворец тысячи Будд.
По обе стороны монастыря расположены залы Шести основателей направления «чань» и Цзиналуна, западная и восточная залы «чань», залы Дицан и Байи и другие. Площадь монастыря составляет порядка 30 тысяч квадратных метров.